Главная » Статьи » Наука и Каббала » Знакомство с каббалой

Жизнь и смерть


Что такое мое "Я"

М. Санилевич: Первый вопрос, который нам постоянно задают студенты: что такое «Я»? И связано ли это «Я» с физическим телом человека?

М. Лайтман: Я думаю, что сегодня на этот вопрос уже очень просто ответить. Может быть, лет 30-40 назад было еще проблематично сказать: «связано ли «Я» с физическим телом человека».

Давайте будем заменять в человеке поочередно все органы, пересаживать ему, скажем, легкие, почки, печень, даже сердце... Когда-то считалось: «Если мы пересадим сердце – это будет другой человек». Оказалось – ничего подобного. Мы уже подбираемся к мозгу. С мозгом - проблема. Где формируются воспоминания, где они откладываются? Где это «Я» человека внутри нас? Может быть, в мозге? К сожалению, у нас еще нет примера пересадки мозга, но если бы был, то вы бы убедились, что «Я» человека находится и не там тоже, то есть, оно вообще в теле не находится.

Наше тело является лишь тем инструментом, через который мы сейчас себя ощущаем. То есть, мы ощущаем наше «Я» через тело, но на самом деле оно находится вне тела. Тело умирает, рождается, живет, оно может существовать, может не существовать, можете отрезать от него маленькие кусочки или большие – от этого наше «Я» не меняется. Оно не облачается в тело, словно какой-то дух. И если, не дай Бог, человек потерял руку или ногу, то это не значит, что его душа, его «Я», претерпело при этом какое-то искажение, понесло какой-то урон. Ничего подобного.

Наше «Я» – это абсолютно духовная субстанция. Духовная – то есть, не связанная с атомами и существует вне тела. Называйте это «энергетической субстанцией» или «волновой» – неважно, как вы ее можете себе представить, я пока не настаиваю на чисто каббалистической духовной концепции – но это ни в коем случае, не телесная составляющая.

Е. Литварь: Если исходить из того, что «Я» – не мое физическое тело...

М. Лайтман: Я бы даже сказал: «Я» – это я, а физическое тело – вообще не мое, и это не я.

Е. Литварь: Отлично, еще интересней.

М. Лайтман: Конечно! Мы можем спокойно заменять его органы, убирать из него какие-то части. Это – как инструмент.

Е. Литварь: Значит, теоретически, мне можно сделать операцию на мозг, заменить его другим, и мое «Я» сохраниться, я буду по-прежнему ощущать себя как Женя. Или что-то изменится?

М. Лайтман: Изменятся только ваши внешние проявления, то есть, навыки, привычки – все то, что накоплено за этот жизненный опыт и является не духовной субстанцией, а материальной, качества, которые не перешли из материального уровня в духовный уровень, то есть, из знаний – в свойства. Те, конечно, при этом претерпевают изменения.

Е. Литварь: Значит, если мозг пересадили, то после подключения моего «Я» к физическому телу и к новому мозгу, я буду уже не Женя Литварь, а кто-то другой?

М. Лайтман: Давайте проведем более простой эксперимент. Если мы дадим вам другое тело, но с тем же мозгом, то, конечно, вы будете выполнять совершенно иначе, чем раньше, некоторые функции, потому что ваше тело будет по-другому реагировать, реализовывать команды мозга. Так вот, то же самое и с мозгом.

Е. Литварь: Но ощущать я себя буду, как – Женя?

М. Лайтман: Ощущать вы будете себя, как Женя, в любом случае.

Е. Литварь: Тогда вопрос: у меня сейчас, к сожалению, начинается склероз, я бы даже сказал, продолжается. Это связано с моим «Я», или с моим физическим телом? То есть, это недостатки моего мозга...

М. Лайтман: Абсолютно.

Е. Литварь: ...или это недостатки моего «Я»?

М. Лайтман: Нет, нет. Я и имел в виду, что мозг является определенным исполнительным механизмом, также как руки и ноги, а за ним стоит наше «Я», которое реализуется через мозг, через нервную систему, через множество всевозможных систем тела.

Реализация, конечно, меняется, если мы пересаживаем органы, пересаживаем мозг, но ничего из вашего личного «Я» не исчезнет и не прибавится. Реализация, может быть, произойдет в несколько ином аспекте. Это как вы сравниваете какую-нибудь современную, особой модели машину – и телегу с лошадью. В принципе, все это - средства передвижения, но насколько разные: самолет, ракета, телега, машина и так далее. Разница в способе реализации, но не в самой сути.

Е. Литварь: Я видел во многих фильмах, как человеческое «Я», или душа, или дух (в разных фильмах это называют по-разному) вселяется в другие тела.

М. Лайтман: О! Это абсолютная глупость. Это – Голливуд. Наше тело с его сердцем, с его мозгом является просто той оболочкой, которая обеспечивает проявление тех или иных наших внутренних ощущений – не более того. И ничего нет особенного и сверхъестественного ни в мозге, ни в сердце, ни в чем-либо другом. Это всего лишь инструменты.

М. Санилевич: А мысли относятся к моему «Я» или к физическому телу?

М. Лайтман: Ничего не относится к нашему физическому телу. Тело является чисто исполнительным механизмом. В нем нет ничего такого, что выходило бы за рамки естественного… Я уже не говорю о свободе воли, об особых исполнительных программах – все они базируются только на моем духовном«Я» и не зависят от тела.

Также мы думали когда-то, что наше «Я» сосредоточено в сердце. Я помню, когда Бернард делал свою операцию 50 лет назад, то весь мир ожидал: «Что же теперь этот человек будет чувствовать? Как же он будет сопереживать и переживать?» Ничего с ним не случилось. Отключили его от своего сердца, подключили к аппарату «искусственное сердце», а потом вшили другое, и ничего страшного. Сегодня это уже норма. И то же самое будет и с нашим мозгом. Мы, в конце концов, осознаем, что существуем не в теле. Наше тело необходимо, для того чтобы выразить наше внутреннее «Я».

Е. Литварь: Тогда получается, что существует некое «Я», и это «Я» мыслит, и принимает решения, а я ощущаю, словно это все происходит внутри моего тела, так?

М. Лайтман: Так же как вы сейчас ощущаете, будто чувствуете сердцем: «Сердце разрывается. Сердце болит за тебя. Я люблю тебя всем сердцем. Я ненавижу тебя от всего сердца». Причем тут сердце?! Существует механизм, который воздействует на нервную систему и воспринимает всевозможные перепады давлений на нее. Поэтому нам кажется, что наши ощущения относятся к данному органу, а на самом деле, - к нервной системе, которая его окружает – вот и все. Мы лишь приписываем сердцу наши ощущения.

То же самое относится и к мозгу: «Мой разум, мои мысли, мои воспоминания, мои планы – это все у меня здесь, я обрабатываю их, я понимаю где, что происходит…». То же самое как в сердце! Вдруг мне заменили мозг, и что же получилось: «Мне пересадили другое вещество? Он стал на полкило больше или меньше? Что же получается? Я стал умнее или глупее? А где все мои данные? Их нет во мне!» Мозг – чисто исполнительная вычислительная машина.

Определенные проблемы есть только с тем, как он будет состыковываться с телом, но они уже чисто медицинские. Это, как и с сердцем: если состыковка нормальная, то никаких проблем человек не ощутит – просыпается после операции, и вперед, с новой головой, не чувствуя никакой разницы между тем, что было у него раньше в этой коробочке. А может, вообще всю коробочку заменят вместе с лицом. Так где тогда вообще мое «Я»? Заменили мне лицо, сделали из меня Аполлона. И что же - мое «Я» выражается теперь через этого Аполлона?

Е. Литварь: Так, где мое «Я» ? Оно где-то сбоку?

М. Лайтман: Оно вне тела, и этот Аполлон сейчас выражает мое «Я».

Е. Литварь: Значит, все-таки «Я» принадлежит не этому физическому материальному миру?

М. Лайтман: Абсолютно не этому физическому миру! Абсолютно!

Е. Литварь: Это субстанция какого-то другого измерения?

М. Лайтман: Да. Так говорят сегодня и люди, которые занимаются этой проблемой в «Институте мозга имени Бехтерева». Я слышал, что в Ленинграде измеряют: выход души из тела, вход души в тело, что происходит с мозгом и так далее.

И, по-моему, на сегодняшний день уже нет этих иллюзий по поводу того, что наш мозг является вместилищем души. Он является механизмом, обрабатывающим Высшую программу и запускающим все тело.

Е. Литварь: Последний вопрос: Я недавно влюбился в девушку, которая лет на 90 младше меня. Она, к сожалению, в меня не влюбилась, и я ощущал внутри боль. Болело именно в сердце оттого, что она меня не любит. Вы говорите, что это не в сердце. Хорошо, пусть, не в сердце, но ведь и не в легких. Где же я тогда ощущал боль?

М. Лайтман: В ваших желаниях. А ваши желания в вашем теле не находятся.

Е. Литварь: Почему же я это ощущал в сердце?

М. Лайтман: Да, потому что нервная система сокращает и разжимает сердце, и вы чувствуете этим органом все проявления ваших чувств. Проявление, реализация, исполнение чего-то, что находится не в теле.

Даже более того, когда вы начнете ощущать Высший мир, то вдруг обнаружите, что ощущаете его всем своим телом, как будто во все тело что-то вселяется, и оно начинает по-другому вибрировать. Где же эти вибрации? Во всем теле? Они тоже ощущаются нашей нервной системой.

М. Санилевич: Как выделение адреналина ощущается во всем теле?

М. Лайтман: Да, да. Естественно. Та же любовь. Проверят все результаты ваших анализов, скажут: «Вот, тут у него выделялся адреналин, а вот тут еще то-то и то-то. А что ты при этом переживал, молодой человек? Ах, любовь! Ну, отметим».

М. Санилевич: Ну, любовь, это произвольные аминокислоты, дофамины и т.д. Поговорим сейчас о смерти. Есть несколько вопросов на эту интересную тему. Люди боятся смерти.

Е. Литварь: А я уже нет. Мы только что поговорили, и мне уже совершено не страшно.

М. Лайтман: Почему тебе не страшно?

Е. Литварь: Я не знаю пока. Из Вашего рассказа получается, что я и сейчас нахожусь где-то не здесь.

М. Лайтман: Ну и что дальше? А с чем ты себя ассоциируешь?! Если ты себя ассоциируешь с телом, тогда это страшно.А что же у меня есть, кроме тела? Если уже находишься внутри своей души, и из нее наблюдаешь мир, то тогда твое тело (ты видишь сам) – как рубашка, надетая сейчас на тебе, такое же внешнее, ну, взял его и сдал.

Е. Литварь: В химчистку.

М. Лайтман: Да. Такого состояния человек должен достичь: он берет тело, живет с ним, и отдает, потом опять берет тело, живет с ним и отдает. И ощущает себя абсолютно независимым от него.

Для чего он это делает? Для того чтобы выполнить какую-то определенную функцию, которую только через тело и можно выполнить, а без тела невозможно. Какую? Реализовать себя по отношению к другим людям так, чтобы помочь им тоже достичь такого состояния - ассоциировать себя с душой - и соединиться сними. Тогда этот мир, все эти тела и всё, что мы через тело, через пять его органов чувств наблюдаем, исчезнет. И мы увидим, что этого как бы и не было, а весь наш мир на самом деле – есть то, что ощущается нами через особые сенсоры, называемые «пять органов чувств».

А смертью мы называем смерть животного тела. Оно абсолютно животное. Как у любого живого существа. Какое отношение имеет смерть животного тела к «Я» человека? Человек - это его «Я», а не плоть, не мясо. Мясо – это животное. А «Я» – это совершенно другое, что-то высшее, вечное, совершенное, это что-то абстрактное.

Поэтому, если мы говорим о смерти тела, то речь идет, действительно, о смерти биологического организма, оболочки, которая помогает нам осуществлять определенные функции, воплощать, реализовывать указания нашего «Я», нашей души. Просуществовав какое-то время вместе с этой оболочкой, мы реализуем определенную программу.

Это называется «кругооборот душ при облачении их в тела». Но в любом случае, давайте относиться к смерти тела, просто как к смерти животного, которое нас сопровождает. Вот, допустим, находится рядом со мной моя любимая собачка… Вот, она здесь, идет со мной по жизни, помогает мне, через нее я реализую всякие команды. Допустим, я не умею говорить, а она умеет. Я не умею видеть, а она меня ведет, видит и ощущает. Я же ничего не умею и не могу в этом мире, в котором она умеет все. Вот эта моя собачка и есть мое тело. Допустим, у меня нет никаких органов чувств, я слепой, глухой, не имею обоняния, осязания – ничего. Зато, есть собачка, с которой я могу контактировать, имеющая все эти органы, и я через нее всё так ощущаю. Но я - это я, а она – это она. Вот, такое же отношение, поверьте мне, у меня к телу.

Е. Литварь: Если бы, допустим, я захотел сегодня полететь на Марс, и оказался бы в условиях, которые совершенно не приспособлены для моего физического тела. Мне понадобился бы особый скафандр, обеспечивающий все необходимое – питание, сон и так далее. Можно ли уподобить такой скафандр нашему телу?

М. Лайтман: Да. Конечно. Оно адаптировано к нашему миру, к земным условиям. Оно создано и развилось (в течение миллионов лет) с земными условиями, и вот оно такое.

Через него я и контактирую с этим миром. Через наше тело мы контактируем и друг с другом. Но кто находится в контакте, в коммуникации? Наши души.

Вот, если бы мы видели, зачем наши души постоянно взаимодействуют между собой, и почему именно через тела мы должны друг друга воспринимать, а не непосредственно (как это, на самом деле, происходит в духовном мире, на духовном уровне), тогда мы узнали бы всю тайну нашего мира.
Что такое душа

М. Санилевич: Душа – это «Я» человека?

М. Лайтман: Да. Душа – это «Я» человека.

М. Санилевич: Это надо еще осознать… Значит, у тела есть какие-то чувства?

М. Лайтман: У тела ничего нет.

М. Санилевич: А что есть у души? У «Я»? Оно не видит, не слышит без тела?

М. Лайтман: Тело - исполнительный механизм!

М. Санилевич: А какой смысл в душе? Что такое душа, если она не видит, не слышит? Когда тело умирает, что тогда происходит с душой?

М. Лайтман: Душа – это духовная конструкция, которая должна пройти определенные исправления. И как она их проходит? Только с помощью тела. Тело должно в нашем мире контактировать с остальными телами, а через тела осуществляется контакт с душами. Нам необходимо достичь состояния, когда мы, существуя в нашем мире, входим в контакт между собой через тела, как через души, то есть, тела не являются помехой для контакта душ.

Иначе говоря, тогда наш мир поднимается на уровень духовного мира, то есть, тело как бы аннулируется, не принимается во внимание. Оно становится прозрачным и является полным слугой души. И хотя души контактируют через тела, но тел уже как бы нет. Вот, до такого состояния взаимодействия между собой мы должны подняться.

Каким образом мы это должны сделать? Только изменив свой эгоизм на любовь к ближнему. Вот тогда мы точно выйдем на уровень душ, потому что именно наш эгоизм и порождает наши тела.

М. Санилевич: Эгоизм мешает мне ощутить другого человека?

М. Лайтман: Да!

М. Санилевич: Он меня разделяет с другими людьми?

М. Лайтман: Да.

Е. Литварь: Есть моя душа, и есть Мишина душа. Для чего нужно Мишиной душе, чтобы он вошел в это тело и через него общался со мною, а на самом деле с моей душой? Почему моя душа не может общаться с Мишиной душой? Для чего тогда весь этот мир?! Для чего эти тела, весь мир, стол, стулья и прочее?

М. Лайтман: Очень хороший вопрос - по делу.

Для того чтобы вы захотели и смогли из нашего мира подняться на уровень духовного мира, как будто нашего мира и нет. До такого состояния вы должны дойти, начиная с того состояния, когда вы находитесь только в телах. Почему?

Потому что только находясь в телах, вы обладаете свободой воли относительно духовного мира: «Захочу или не хочу подняться? Надо мне это или нет? Зачем мне это надо? Каким образом я могу подняться? Каким образом я могу аннулировать себя? Каким образом я могу ощутить Высший мир? Что же это такое? Как мне его найти? Как мне в нем адаптироваться?». Когда вы задаете в себе эти вопросы, и когда вы начинаете над этим работать, тогда вы и постигаете Высший мир - на основе вашего желания. У вас возникает вопрос, на который приходит ответ, затем, еще вопрос – на который приходит ответ.

Таким образом и происходит постижение Высшего мира. Вы бы не постигли его, если бы не входили в духовное измерение из нашего мира, а просто пребывали в нем, даже не зная точно, в каком объеме существуете, не ощущая его. Постижение может быть построено только на противоречии, на сопоставлении, а потому оно происходит из нашего мира, противоположного духовному.

Е. Литварь: Исходя из сказанного Вами, получается, что кто-то или что-то устроил все таким образом, что бы я в определенный момент времени самостоятельно принял решение: «Я хочу». То есть, всё это только для того – чтобы я сам принял решение?!

М. Лайтман: Да. Только для этого. Для того чтобы пробудить в вас свободу воли или хотя бы ее иллюзию.

М. Санилевич: Еще раз, в чем свобода воли человека?

М. Лайтман: Свобода воли человека – в том, чтобы захотеть уподобиться Творцу или общему закону природы, что одно и то же.

Е. Литварь: То есть, общий закон природы создал целую систему духовных миров, в том числе и наш мир, только для того, чтобы в определенный момент времени я сам захотел стать как Он? Каждый захотел сам стать, как Он. Вы, в свое время, сами захотели стать как Он? Только для этого существует этот мир?!

М. Лайтман: Только для этого существует этот мир, чтобы из его низшего, ничтожного уровня достичь самого наивысшего уровня существования.

Е. Литварь: Значит, не для того, чтобы я в этом мире стал Пушкиным, не для того, чтоб я стал Эйнштейном, не для того, чтобы я стал чемпионом мира по горным лыжам, не для того, чтобы я стал миллиардером и так далее – не для этого?!

М. Лайтман: По-моему это и так уже ясно нашему поколению…

Никаких таких целей душа перед человеком не ставит. Наша задача войти в гармонию с природой, но только с Наивысшей природой. Не в том смысле, что давайте попробуем вернуться назад в пещеру, нарядиться в шкуры, то есть, вести образ жизни первобытных людей: есть сырые корнеплоды и охотиться за дикими зверями. Здесь имеется в виду, что мы должны достичь подобия наивысшему закону природы – закону абсолютной любви.

Задача в том, чтобы привести человека к осознанию необходимости, к возможности реализации на себе этого закона. И в наше время, именно в наше время, этот закон начинает реализовываться. Вся предыдущая история человечества была только подготовкой, накоплением личного отрицательного опыта, когда человек пытался все время придумать, как же ему в нашем мире существовать, и для этого изобретал всевозможные цели, теории, набивая себе, в итоге, шишки, и так из поколения в поколение.

В наше время мы уже, кажется, начинаем осознавать, что все наши идеи оказываются ошибочными, что все наши планы добром не кончаются, что искусственно мы ничего не придумаем. Сегодня мир наконец-то начинает это осознавать. Единственное, что он не знает: откуда он может почерпнуть знания об этом Едином законе всего мироздания, которому необходимо соответствовать. Об этом и говорит каббала.
Что происходит с душой после смерти тела

М. Санилевич: Что происходит с человеком, когда он умирает? Его душа переселяется в другое тело?

М. Лайтман: Не человек умирает, умирает тело. Душа остается душой. Она там, где всегда и существовала, то есть, в своей духовной области.

Переселяется ли она в другое тело или нет? Это зависит конкретно от общего плана соединения всех душ в единый организм.

Все души представляют собой одну душу. Как наше тело состоит из отдельных органов, клеток, также и единая душа состоит из многих отдельных органов, клеток и частей. Каждый из нас представляет собой часть в этой общей душе. И задача существования всех душ на уровне нашего мира состоит в том, чтобы мы, находясь в нашем мире, собрали себя в эту единую систему, соединились бы между собой в один исправный живой организм – общую душу.

Если человек умирает, как вы говорите, то есть, его тело умирает, душа при этом освобождается. Она несла какую-то определенную функцию в этом мире через это тело, вела определенную работу по соединению всех душ – подсознательно, осознанно - неважно. Согласно определенной программе она должна: или немедленно вселиться в другое тело и продолжить работу по объединению всех душ, или какое-то время как бы переждать.

В духовном мире не существует времени. Мы еще поговорим о восприятии Высшего мира, который по Эйнштейну и вообще находится вне времени. По-моему, даже физики уже с этим согласны, но еще не понимают до конца, что же это такое. Каббала это объясняет.

В каббале сказано, что наш мир находится в рамках скорости света, а духовный мир - выше скорости света, то есть, вне времени. Поэтому говорить о том, что следующее тело рождается сразу же после того, как предыдущее умерло, и душа немедленно переселяется в него, или это происходит по земным меркам через какое-то время, нам пока рано. Мы еще не разобрали параметры времени – земной и духовный, соотношение между ними. Но можно сказать только одно, что каждое поколение представляет собой шеренгу тел, за которыми стоят души, движущие ими. Тело отработало свое, оно умирает, рождается новое тело, и душа через него продолжает себя реализовывать. И так каждая душа проходит множество тел.

М. Санилевич: Но со стороны души это происходит осознанно?

М. Лайтман: Со стороны души – естественно, со стороны тела – нет. Если бы мы ощущали свою душу, могли ее познать и раскрыть, то нам было бы понятно, на каком духовном уровне, на самом деле, мы существуем, откуда управляемся. Но тогда человек отождествлял бы себя с душой, а не с телом. К этому мы и должны придти.

М. Санилевич: Почему же мы не ощущаем свою душу?

М. Лайтман: Потому что мы не выполняем закон души, а это закон абсолютной отдачи, закон абсолютной любви – то, что существует во всей природе. Общий, глобальный закон полной взаимосвязи - можете так его назвать.

Может быть, можно назвать это словом «любовь», хотя по нашим земным понятиям любовь представляется нам чем-то низменным, мерзким или слащавым, или несбыточным.

Полная взаимосвязь, в свою очередь, обязывает каждого человека ощущать другого и выполнять функции за себя и за него в полном соответствии с общим законом.

Так устроен наш организм. Так устроена неживая, растительная и животная природа, включая наше тело. Все, кроме «Я» человека, нашего земного эгоистического «Я», абсолютно связано между собой в общей гармонии. Человек выпадает из нее. Эта недостача относительно всей природы – гармоничной, общей, интегральной – и называется нашим эгоизмом. Исправить его, сделать так, чтобы он вписался в общую картину мироздания, и называется «обрести любовь» – приобрести ощущение всей природы. И не просто включиться в нее, в этот огромный механизм, а, исследуя, что я должен ему отдать, чтобы органично сосуществовать с ним.

Так что, я прошу вас воспринимать мои слова о дружбе и любви не в земном понимании, а именно в системном.

Е. Литварь: То есть, когда вы говорите «любовь», то совершенно не имеете в виду влюбленность?

М. Лайтман: Я имею в виду «любовь» – как понимание необходимости связи, дополнение друг друга, которое образует, создает жизнь и способствует развитию. Между клетками тела, например, должна существовать полная комбинация всевозможных взаимосвязей для того, чтобы каждая из них «понимала» свою функцию, дополняла все остальное тело, давала ему то, что оно требует от каждой клетки. Для этого каждая клетка должна ощущать все тело, и все тело должно ощущать и заботиться о каждой клетке. Такой вид взаимодействия и называется законом общей, абсолютной любви. Так это определяется в каббале. Биолог или физиолог вам скажет, что такое любовь: выделяются определенные аминокислоты (на уровне биохимии), и человек чувствует влечение, особую связь и так далее.

Мы тоже основываем свои выводы на здоровом, научном уровне, а, не улетаем в заоблачные выси, не отрываемся от действительности и не даем рекомендаций, которые невозможно четко осмыслить.
Как наступает смерть

Е. Литварь: Как человек ощущает свою смерть? То есть, сам момент смерти. Как это происходит? И что происходит после смерти тела?

М. Лайтман: На самом деле, сам процесс умирания абсолютно не страшен, он безболезненен, потому что сознание исчезает раньше, чем происходит остановка всей деятельности организма. И нет в этом абсолютно никаких, как нам кажется, отрицательных, серьезных сильных ощущений. Просто, это – наш страх, возникающий оттого, что что-то безвозвратно прекращается. Это первое.

Второе. Что происходит потом? Потом человек находится в том состоянии, которого он достиг до этого момента в своем теле, в своем единении с душой. Иначе говоря, если я в течение этой жизни, что называется, «рожал сыновей, сажал деревья, строил дома» и больше ничем не занимался - то есть, моя душа осталась девственно-нетронутой, неисправленной, представляющей собой точку, которую я не раздвинул до размеров некой сферы, где можно ощущать духовный мир, - то она – и есть всего лишь точка во мне.

То есть, духовного в ней нет ничего. Я реализовался только в каких-то необходимых земных деяниях. С чем я остаюсь? С этой душой, которая представляет собой точку – как, допустим, капля семени, из которой должен зародиться человек. То есть, она еще не может называться даже зародышем будущего человека. Это – только капля из предыдущего состояния. Вот, что остается у человека. Ощущает ли он при этом духовный мир и себя? Ничего он не ощущает! Абсолютно ничего.

Когда он снова рождается в теле, то ощущает это свое биологическое, животное «я». Потом, если в течение данной жизни (в десять, пятнадцать, тридцать, пятьдесят лет - неважно, когда) он ощутит в себе внутреннюю точку, которая влечет его вверх, задумается о смысле жизни, для чего он здесь, что ему необходимо достичь, то есть, если он начнет эту точку развивать, то она «набухнет» и станет объемной. Тогда он и начнет в ней воспринимать совсем иные ощущения, кроме земных – ощущения духовные.

И когда в очередной раз его тело умрет, душа останется с этими ощущениями, которых достигла в этой жизни. А если не достигла, то опять, в очередной раз, будет подобна точке, или капли семени и так далее. Человек до тех пор должен будет возвращаться в эту жизнь, в этот мир, пока не достигнет своего наивысшего предназначения – состояния, при котором он включается в общий организм душ как полностью исправленная, правильно функционирующая микросистема.

М. Санилевич: Теперь понятно, почему человек боится – тут я хоть что-то ощущаю, а там – если я умираю, не достигнув этого состояния, то вообще ничего не ощущаю. Как младенец. Можно так сравнить?

М. Лайтман: Нет, не как младенец. Младенец ощущает!

М. Санилевич: Как семя...

М. Лайтман: Как информационная запись и больше ничего.

Е. Литварь: А вот на нашем сайте с Вами спорят, и некоторые говорят, что после смерти нас ждет сияющий туннель, блаженство и ангелы. Священники пугают мучениями и сковородкой...

М. Лайтман: Ну, зачем?! Лучше уж там, где говорят, что семьдесят две красивых девушки встречают тебя...

Е. Литварь: Нет. Мистики говорят, что существуют темные миры, где царит ужас. Что же ждет нас по ту сторону жизни? Получается, что все остальные, кроме каббалы, обещают лучшее?

М. Лайтман:Ну, во-первых, нет Ада, нет Рая, значит, нет никаких проблем.

Е. Литварь: О чем тогда говорить, если Вы уже финал рассказали? Все неинтересно.

М. Лайтман: Нет. Зато мы говорим о реальности, которая на самом деле существует, которую можно постичь в наших ощущениях сегодня. Мы говорим о том мире, которого человек должен достичь, понять и пребывать в нем так же, как в нашем мире. Мы говорим, что реально должны существовать во всем объеме мироздания, а не надеяться на вознаграждения в будущем мире и не рисовать себе какие-то картины, которые подсказывает воображение человека, не знающего ничего, кроме нашего мира. Он только представляет себе с уровня нашего мира что-то как бы существующее в Высшем мире.

Во-первых, Высший мир вне образов. Это - управляющие силы. Там нет никаких личностей. Это ощущение. Это – только силы, которые взаимодействуют, сетка сил. Точнее даже, система взаимодействия информации, а не материи, которой в духовном мире нет.

В разделе «Восприятие действительности» мы будем говорить о том, что такое материя: а существует ли она тоже на самом деле или появляется только в нашем ощущении?

К сожалению, придется, действительно, отказываться от очень многих бывших представлений. Но зато картина становится ясной, научной. И главное – вы можете сами ее обнаружить и подтвердить.

М. Санилевич: То есть, мы ничего не доказываем сейчас людям? Наверное, кто-то с нами согласен, а кто-то нет.

М. Лайтман: А как ты можешь доказать?! Никто ничего не может доказать! Я в этом существую! Тому, кто в этом не существует, доказать ничего нельзя.

Е. Литварь: Сподвижница Елены Блаватской, англичанка Анни Безант описывает, как душа, согласно своему уровню развития на земле, после смерти тела естественным образом занимает свое место в духовных мирах.

М. Лайтман: А почему она не может занять это место в духовных мирах до смерти тела? Что ей мешает?

Я не знаю, откуда Блаватская об этом вычитала, из каббалы или нет – она интересовалась очень серьезно этой наукой. Но в каббале абсолютно точно написано, что человек постигает духовные миры в течение земной жизни. Занимаясь каббалой, то есть, занимаясь постижением Высшего мира, он в то же время постигает духовные уровни. Ему не надо для этого умирать. Наше тело не мешает постижению Высшего мира.

Мы же говорим о том, что есть «Я», и есть тело. Я могу спокойно курить, запивать пивом стейк и одновременно при этом существовать на духовном уровне. Одно другому абсолютно не мешает! Зачем же для этого мне умирать? Это первое мое возражение. Дальше.

Е. Литварь: Как каббала описывает путь души после смерти? То есть, какие миры она проходит? Что видит? С кем встречается? С кем общается? Какие беседы ведет?

М. Лайтман: После смерти душа занимает то же место, которое занимала и до смерти тела. Существуют всевозможные, дополнительные подъемы, поскольку есть определенные программы, по которым душа, возможно, поднимается на какой-то определенный уровень и затем, снова нисходит в тело.

Е. Литварь: Это после смерти?

М. Лайтман: После смерти. Она может не нисходить в тело, если уже достигла своего полного предназначения и абсолютно включилась во все остальные души. Это программа общая, которую мы сегодня не рассматриваем. Невозможно ее рассмотреть. Это очень серьезный раздел каббалы - целая система, именно системный анализ душ и их коммуникации. Я это говорю, как человек, который занимается и обычной наукой, и наукой каббала.

Е. Литварь: А как я - человек с улицы, смогу понять то, о чем Вы сейчас говорите?

М. Лайтман: Через несколько лет занятий.

Е. Литварь: Но смогу? Вне зависимости от моего образования?

М. Лайтман: Да. Сначала приходит постижение чувственное, а затем уже и умственное.

М. Санилевич: Если я не развил свою душу, то она остается, как семя, значит, все происходит неосознанно? Все эти процессы – спуск, подъемы…

М. Лайтман: А как человек обычно живет в этой жизни? Осознанно?!

М. Санилевич: Ну, он ощущает себя.

Е. Литварь: Кажется, что осознанно.

М. Лайтман: Его жизнь заставляет делать то, что он делает, внутренние свойства, воспитание.

Е. Литварь: Вот я хочу пить. Я беру напиток. Кто меня заставляет?

М. Лайтман: А кто хочет пить?!

Е. Литварь: Я!

М. Лайтман: А откуда у тебя это желание появилось? Что значит «Я»?

Е. Литварь: Просто появилось.

М. Лайтман: Ты его сам родил? Нет. Оно откуда-то появилось, то есть, организм обнаружил потребность, в нем начались процессы, и поэтому ты захотел пить, в тебе зародилось желание.

Есть желания телесные. Есть желания общественные, которые уже относятся к нашему «Я» – не Высшему «Я», а к человеческому «Я» в нашем мире. И есть желания духовные, которые относятся уже к нашей душе. Однако все они появляются из каких-то определенных внутренних источников, ради реализации той или иной программы.

Наши мысли возникают на основе каких-то информационных данных, которые мы не ощущаем. Вдруг куда-то меня бросает. Вдруг я с кем-то встречаюсь. Вдруг происходят какие-то действия, я на них как-то реагирую. Просто, человек существует в нашем мире. Он понимает, где существует? Где же здесь свобода воли, где здесь, вообще, сам человек? Ничего здесь нет!

Если мы посмотрим на человека со стороны, то увидим, что все его действия заранее можно предсказать, особенно, зная условия его воспитания, свойства, с которыми он родился, все обстоятельства его жизни. Что же здесь есть такого, что не позволяло бы предвидеть, что с ним произойдет? Просто от нашего взгляда, от нашего постижения скрыто многое, и поэтому нам кажется: «Это я сам. Это вот так произошло у меня с тем-то или с тем-то». Мы не знаем, насколько все это заранее прописано!

Абсолютно все заранее известно!Мы видим заранее снятую картину.Мы подходим к теме свободы воли.

Сначала надо выяснить, существует ли она? Если свободы воли не существует, давайте закроем эту беседу, пойдем домой, как проживем, так проживем, и все. Если мы управляемы, и у нас нет никакой свободы, возможности воздействовать на себя, на нашу судьбу, на будущее, тогда нечего думать.

Если я, взрослый человек, смотрю на свою прошлую жизнь… Знаете, как у Есенина: ”Жизнь моя, иль ты приснилась мне?” Прожил я тебя? Как прожил? Это я прожил? Или это как-то так получилось? У каждого из нас есть такие ощущения. Человек, оглядываясь назад, думает: «Это я или не я прожил жизнь?».

Поэтому вопрос о свободе воли – краеугольный. Стоит ли нам вообще заниматься чем-то в этом мире или каждое мгновение искать только максимального наслаждения – все равно мне ничего не сделать. Как сказано: «Поневоле ты рожден. Поневоле ты живешь. Поневоле умираешь». Если это так, то самый простой ответ: «Идем домой». Всё. И нет тогда у человека ни наказания, ни вознаграждения за то, что он сделал в этой жизни. Если он полностью управляем, говорить не о чем. Нет человека, есть исполнительный механизм каких-то приказов свыше.

Если есть свобода воли, тогда надо выяснить, в чем она состоит? Потому что, если от этого зависит, действительно, моя судьба, то тогда для меня это – самое главное. Где же эта точка свободы воли? И как мне ее не терять?

Потому что я каждое мгновение впадаю в животное состояние: покушать, поспать, почувствовать себя спокойно, легко под действием всевозможных внутренних и внешних сил. Я не задаюсь ежесекундно вопросом: «Где я?» Своей свободой воли диктую себе совсем другой образ поведения, совершенно другие цели.

Так, что эта тема очень серьезная и требующая отдельного рассмотрения.

Е. Литварь: Да. И эту тему мы продолжим в нашей следующей беседе. А сейчас вернемся к теме смерти.

М. Лайтман: Это – самая главная тема. Если бы не было смерти, человек вообще относился бы к жизни совершенно по-иному.


Есть ли смерть после смерти...?




Источник: http://www.kabbalah.info/rus/content/view/frame/47971?/rus/content/view/full/47971&main
Категория: Знакомство с каббалой | Добавил: Scorpio (19 Января 2011)
Просмотров: 1501 | Теги: Жизнь и смерть | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
omForm">
avatar