Вернуться в

Каббала! С чего начать?

   Каббала притягивает к себе пытливый разум исследователя тайн Мира своей логикой и структурированностью. Практически математический аппарат анализа, как Святых Источников, так и явлений окружающего Мира, поражает своей точностью и предиктивностью. Каббалой восхищаются как неофиты, так и опытные исследователи этой тайной доктрины. Но прежде чем начать изучение каббалистических текстов необходима подготовка! Известно что каббала - устное предание передававшееся из поколения в поколение и очень редко записывалась. Те труды которые были написаны либо уничтожались, либо шифровались в целях защиты от профанов и религиозных фанатиков. Только АРИ в 16 веке смог передать ключи к пониманию каббалы и каббалистических источников в доступной форме. Но его учение было очень абстрактным и трудным для понимания. В 20 веке Бааль Сулам переработал основную массу источников и изложил каббалу в доступной форме. Это его труд под названием "Учение о Десяти Сфирот". Но даже автор предупреждает и советует начинающим подготовиться к изучению. Прежде всего хочется отменить несколько важных пунктов: 

1. Каббала для евреев?    Естественно, что Каббала является продуктом еврейской мысли и национального менталитета. Хотя многие сподвижники этой мудрости не были выходцами из еврейского народа. Но они смогли вписать в скрижали своей Души основоположные доктрины учения и своего рода "подключиться" к Б-гу Авраама, Ицхака и Якова. Этот опыт обеспечил учение многими возможностями, новаторскими идеями изложения материала, но и явилось базой для многих заблуждений о каббале. Успешный опыт Авраама, Акивы , Ари и др. даёт вам право смело продвигаться в изучении этой мудрости. Если вы не еврей, то ваше стремление к самоиндоктринации будет вселять как уважение вплоть до восхищения, так и опасение. Благоговение религиозных евреев над письменными и традиционными святынями будет вынуждать их относиться к вам крайне насторожено. Это надо понимать.

2. С чего начать?    Если мы спросим этот вопрос у знатоков каббалы, придерживающихся традиций иудаизма и заповедей Торы, то все скажут, что непременно, перед изучением каббалы следует изучить не только ТаНаХ, но и Талмуд (оба), Мишну, комментарии и т.д. И только потом можно начинать! Во многом они правы. Но сама каббала является аналитическим аппаратом для работы с этими текстами, а не доктрина иудаизма как таковая. Поэтому основные, начальные её принципы доступны каждому, и могут изучаться предварительно, не опираясь на знание тонкостей Гмары и т.д. В конце концов ваша цель "поиск истины" и духовное развитие, а не получение звания раввина. Но всё же необходимо, как минимум, прочесть выше приведенные источники, чтобы понимать контекст цитат, с которыми работает каббала, и иметь общее представление об истоках традиции.

А непосредственно нужно начинать с обобщающих введений различных авторов, признанных авторитетов каббалы. Кордоверо, Ари. Бааль Сулам, Рамхаль и др. Когда вы освоитесь с введениями и предисловиями, то можете переходить к их отдельным не большим статьям. И только тогда, когда в вас пробудится интерес к более детальному изучению, то можете продвигаться в глубь текста основных книг-учебников по каббале. Учение о Десяти Сфирот (Бааль Сулам), Гранатовый Сад (Кордоверо), Древо Жизни (Ари). Важно! Не хватайтесь за эти книги с целью сразу всё быстро понять. Не пытайтесь прочесть сразу всю книгу. Это вас перегрузит и оттолкнёт. Мудрость каббалы проступает постепенно. Вашему сердцу и разуму требуется адаптация и соответствующий чувственный опыт. На это необходимо время. Буквально: ночей (т.е. спать! Когда мозг подсознательно перерабатывает информацию), жизненных ситуаций, общения с единомышленниками, периодических пауз в занятиях. Вы должны понять, что как-бы учитесь управлять машиной или самолётом, и настоящий вкус открытий появляется по достижению определённого количества осмысленных знаний. Позже вы сможете насладиться Книгой Зоар, более древними манускриптами и даже Торой.

3. Как быть с Торой?    Тут мнения расходятся. Укоренилось одна точка зрения, что Тора раскрывается по ступеням ПаРДэСа (Рай). Т.е. существует ступенчатый прогресс в изучении: Пшат (буквальное понимание текста), Рэмез (намёк, иносказание), Друш (толкование различных аспектов) и Сод (Тайны Торы, т.е. каббалистический анализ текста) И это общепринятый религиозный подход. Но есть и другой способ. На мой взгляд более каббалистический. Это изучение Торы согласно СэДэРу (порядок, последовательность) Сод (изучение каббалы и каббалистического значения многих, уже раскрытых каббалистами тайн Торы), Друш (исходя из знаний каббалы, раскрытие внутреннего смысла всех событий и понятий Торы) и Рэмез (дополнение полной картины и деталей текста, которые потеряны или опущены). Ну а Пшат, он и есть Пшат.

4. Нужно ли изучать иврит?..    Нужно! Но не сразу и не весь. Из всего словаря языка каббала использует очень маленькую часть (около 3 - 5 тыс. слов), и то в большей степени арамит чем иврит. Поэтому изучение многих слов и терминов происходит параллельно с изучаемым материалом. Изучение иврита в ульпане вам мало что даст. Даже может слегка запутать и смутить, поскольку некоторые термины каббалы в современном иврите имеют иное и даже не приличное значение. Врачи также учат латынь, как и музыканты итальянский, но узко специализированно. Поэтому, для начала можно запоминать термины так, как они звучат в тексте на иврите, понимая под ними каббалистическое значение. Конечно вам придется опираться на мастерство переводчика, но в дальнейшем, по мере углубления в учение, вы сможете преодолевать лингвистические наслоения. Над этим мы работаем, стараясь при переводе текстов, следовать букве автора. 

В дальнейшем вы научитесь, из понимания описываемых явлений, улавливать наиболее точные оттенки смысла конкретного термина. И конечно, если вы решите для себя стать сподвижником каббалы, то сами ощутите потребность знания языка, потому как нет богаче языка в описании духовного, чем иврит. Особенно принимая во внимание то, что  иврит-арамит заточен под каббалу гематрически. И даже русский язык, при всем его богатстве, часто не способен передать всю глубину и оттенки значений некоторых терминов.

5. Возраст.    Конечно, если вы молоды и испытываете непреодолимую тягу, то никто не в праве вам запретить. Но Вас могут оттолкнуть! Или перенаправить на иное. И даже вовлечь в секту, подменяя вашу цель в изучении мудрости, другими действиями и идеями. Здесь нужно быть начеку и в помощь вам есть много информации об этом. А советуют начинать в зрелом возрасте. От 40 лет и далее. Когда вы морально, психически и социально устоявшаяся личность.

Если вы родитель и хотели бы, что бы ваши дети пошли по вашим "стопам", так сказать, наследовать ваш опыт познания, то сразу же откажитесь от этой идеи. Навязывать учение детям никогда не приносило хороших плодов именно для каббалы. Возможно для чего-то другого, но не каббалы! Если они сами будут проявлять интерес и достаточное рвение, тогда это подарок Всевышнего, но не обольщайтесь.

6. Группа или самостоятельное изучение?    Прежде нужно понять какая у вас цель. Если ваша цель это духовный рост, то в каббале, Творением является Индивидуум. Вернее его уникальность и неповторимость. И соответственно под духовным ростом, подразумевается развитие индивидуальности, т.е. её максимальное раскрытие и проявление. Отталкиваясь от наших врождённых качеств, до обретения уникальности взгляда, мышления, мироощущения, творческого потенциала. Соответственно об этом нужно помнить всегда и проверять себя.

А посему настоятельно не рекомендую начинать изучение каббалы в группе. Т.к. на начальном этапе вы наиболее подвержены чуждому влиянию. Изучать введения и предисловия к книгам нужно самому. И очень важно прислушиваться к себе, т.е. читать то, что вас привлекает. То что вам интересно. Это именно то, что нужно вашей индивидуальности. В дальнейшем. Тело Каббалы. т.е. углубляться в глубь учения нужно в группе. На данном этапе вы будете заниматься словно в школе или институте, и группа в этом большое подспорье. Важно вовремя уходить из группы! Когда вы освоите основной объём материала и ваше внимание будет в большей степени переключаться на "практическое применение" знаний, то настало время индивидуальной работы. Особенно, когда вы начинаете замечать, что группа открыто, или скрыто подавлять вашу индивидуальность. Пора приступать к серьёзным текстам, и здесь вам необходимо особое общение. Знатоки каббалы и сподвижники учения. Нужны единомышленники для выражения вашего индивидуального взгляда на нюансы учения, текстов и Торы, Мироздание и т.д. И самое ценное для вас это индивидуальная точка зрения других единомышленников-каббалистов. Так вы сможете посеять семена своей индивидуальности в других Душах и обогатить свой собственный Сад.

Жду моих Великих Единомышленников!

Комментарии:
avatar
1 maximus777 • 17:07, 18 Октября 2017
Спасибо!
все понятно и чётко по делу!
Самое главное прислушиваться к себе!!!
avatar
2 krupeninsergey • 08:24, 04 Декабря 2019
Согласен полностью с автором! Безусловно каждый из изучающих каббалу пройдет свой путь, отличающийся от другого. Мы одинаковые в целом и разные в деталях. Удачи всем!
avatar
3 asaf5519 • 03:41, 27 Июля 2020
Спасибо большое! Очень нужная информация для одиночек.
omForm">
avatar