Главная » Статьи » Статьи Каббалистов » Бааль Сулам

Тело и Душа

Человек и мир

 

Три теории Мироощущения

 

Все теории, распространенные в мире, можно объединить в три нижеследующие теории:

 

1. Теория веры

Теория веры говорит, что нет ничего, кроме души или духа. По мнению сторонников этой теории, существуют духовные сущности, отделенные друг от друга по качеству, называемые «души людей», обладающие самостоятельно существующей реальностью прежде, чем они спускаются и воплощаются в теле человека.

А впоследствии, когда тело умирает, смерть тела не распространяется на эти сущности, потому что они духовны, то есть сущности простые. Ведь понятие смерти, по их мнению, – это не более чем разделение между основами, из которых состоит сущность. И поэтому может относиться к материальному телу, являющемуся конструкцией из неких основ, которые снова разделяются смертью. Но душа, как духовное, представляет собой простую сущность, в которой нет составляющих, и поэтому не может разделиться так, чтобы это повлияло на ее строение. В соответствии с этим, душа бессмертна и существует вечно.

А тело, по пониманию сторонников этой теории, – это некое одеяние для души – этой духовной сущности. В это тело облачается душа. Через него она проявляет свои силы, качества и различные навыки.

Таким образом, душа дает жизнь и движение телу, предохраняет его от любых повреждений так, что у самого тела нет жизни и движения, нет ничего, кроме мертвой материи, каким оно представляется, когда душа покидает его. А все признаки жизни, которые мы видим в теле человека – это лишь проявления сил души.

 

2. Теория дуализма

Это теория верящих в двойственность. По их мнению, тело – это совершенное создание, существует, живет и питается, и охраняет свое существование во всем, что необходимо. И нисколько не нуждается в помощи какой бы то ни было духовной сущности.

Однако это тело совершенно не считается сутью человека. Основу сути человека представляет разумная душа, которая является духовной сущностью, как и по мнению последователей первой теории.

Различие же этих двух теорий заключается только лишь в понятии тела, поскольку после бурного развития науки, обнаружилось, что природой заложены в самом теле все необходимые жизненные потребности, и поэтому ничего не остается для деятельности души внутри тела, только лишь навыки и хорошие качества, их духовные виды. Таким образом, сторонники дуализма верят в двойственность, то есть в обе теории одновременно, но говорят, что душа является первопричиной тела, что означает, что тело является порождением и продолжением души.

 

3.  Теория отрицания 

Этой теории придерживаются исследователи, отрицающие наличие некой духовной реальности, признающие в теле только его материальность. Последователи этой теории совершенно отрицают наличие какой-либо абстрактной духовной сущности в строении тела человека. Их изначально бесспорное мнение, что разум человека также является ни чем иным, как плодом тела. Они представляют тело подобным исправной электрической машине с проводами, протянувшимися от тела к мозгу. Весь механизм приводится в действие вследствие контакта организма с внешними раздражителями и направляется ощущениями «боль» или «наслаждение» в мозг, а мозг уже дает команду определенному органу, как произвести воздействие. Все управляется посредством нервов-проводов и жил, присоединенных к ним по программе отдалить орган от источника боли и приблизить его к источнику наслаждения. Именно таким образом, утверждают сторонники теории отрицания, происходят в человеке осмысления и реакции на все жизненные ситуации.

А наше ощущение разума и логики внутри мозга подобно снимку или отпечатку с того, что происходит внутри организма. И преимущество человека по сравнению с любым представителем животного мира, состоит в том, что мозг его развит в такой мере, что все, происходящее в организме, отражается в его мозге как снимок, ощущаемый и воспринимаемый человеком как разум и логика. Так, что весь разум и его выводы, считают сторонники этой теории, есть ничто иное, как результат процессов, происходящих с организмом.

Также и среди сторонников теории дуализма есть такие, которые полностью согласны с теорией отрицания. Но они все же добавляют к ней некую вечную духовную сущность, называемую ими «душа», облачающуюся, по их мнению, в механизм тела. И эта душа, утверждают они, является сутью человека, а механизм тела – лишь ее оболочкой.

Можно сказать, что в общем виде таким образом можно вкратце описать то, что представлено гуманитарной наукой, как понятия «тело и душа» до настоящего времени. 

 

 

Открытое и скрытое

Наука каббала призвана раскрыть для ее изучающих скрытый мир, причем, в той же мере явственности и достоверности, как естественные земные науки раскрывают нам наш ощущаемый мир. Все известное нам о скрытом мире получено учеными-каббалистами в результате непосредственных опытов и исследований на себе как на материале. Поэтому, в науке каббала нет ни одного слова, которое имело бы теоретическую основу, а все излагается только как результат практического постижения. 

Очевидным для всех фактом является то, что человек по своей природе подвержен сомнениям и любое заключение, которое человеческий разум определяет как очевидное, по прошествии времени подвергается сомнению, вследствие чего умножается сила теоретизирования и находится другое заключение прошлым фактам, которое на некоторое время, в свою очередь, считается очевидным.  

И если человек действительно обладает абстрактным мышлением, он ходит по этому кругу всю свою жизнь: очевидность вчерашнего обращается сомнениями сегодня, а сегодняшняя очевидность превратится в сомнения завтра, так, что в рамках абсолютной очевидности невозможно прийти к уверенному умозаключению больше, чем «на сегодняшний день».

Современная наука уже пришла к пониманию того, что нет в действительности абсолютно очевидного. В каббале также издавна запрещено заниматься теоретизированием и пользоваться теоретическими выводами, даже как предположениями.

Ученые-каббалисты разделяют науку на две части: открытую и скрытую.

Открытая часть науки включает все, что мы понимаем при простом осознании, когда изучение строится на практической основе, без какого-либо теоретизирования, а только из практических, опытных данных и выводов.

Скрытая часть науки  включает знания, постигнутые нами самими, или полученные нами от авторитетных источников, но в мере недостаточной для анализа с позиций здравого смысла и простого осознания. Поэтому эту часть знаний мы временно должны принять как «субъективный факт» и ни в коем случае не побуждаться исследовать ее, поскольку ее исследование будет строится не на практической основе, а на теоретизировании. 

Однако названия «открытая» и «скрытая» части науки указывают не на определенные виды знаний, а на осознание человека. То есть те знания, которые человек раскрыл из реальной практики, можно назвать «открытыми». А все знания, которые еще не достигли такой степени познания, можно определить как «скрытые».

Из вышесказанного следует, что никогда, ни в одном поколении, не было человека, у которого не было бы этих двух частей знания – открытого и скрытого, где открытую часть знаний ему разрешено изучать и исследовать, потому как у него есть для этого реальная основа, а скрытую от него часть знаний запрещено даже пытаться исследовать, потому что нет в ней у него никакой реальной основы для истинного исследования.

Запрет на использование гуманитарной науки

В соответствии с этим, каббала считает непозволительным использовать гуманитарную науку, а только те знания, которые были практически доказаны, то есть в реальности и истинности которых у нас не может возникнуть никакого сомнения.

А посему мы не можем принять никакого научного знания о понятиях «душа и тело» из трех вышеуказанных теорий, ибо выводы исходят из религиозных рассуждений. Мы же можем принять сведения о душе и теле только как научные знания, то есть, только исходя из знаний науки каббала, в которой они приобретены опытом, так, что человек не сомневается в их истинности. И такие доказательства невозможно предоставить каким-то «духовным» образом.

В соответствии с этим, у нас есть право использовать в определенной степени только третью теорию, занимающуюся исключительно вопросами тела, во всех тех заключениях, которые доказаны опытом и по поводу которых нет никаких разногласий.

Критика третьей теории

Однако третья теория чужда человеческому духу образованного человека, поскольку уничтожает личность и представляет его в виде машины, действующей и передвигающейся посредством внешних сил. Отсюда следует, что у человека нет никакого свободного выбора в его желаниях, он во всем находится под полным воздействием сил природы, все действия совершает по принуждению, нет у него никакого вознаграждения и наказания за свои поступки, так как закон вознаграждения и наказания может распространяться только на имеющего свободу волеизъявления.

Эта теория чужда как религиозным, верящим в вознаграждение и наказание Творцом, и уверенным в их благой цели, так и нерелигиозным. Ведь выходит, что каждый из нас предан в руки слепой природы, а мы, обладающие разумом, являемся игрушками в ее руках. И слепая природа ведет нас неизвестно куда! Поэтому и третья теория неприемлема и не принята в мире.

А потому было решено, что тело, которое согласно третьей теории называется машиной, не является истинным человеком, а сутью человека, его «я», является невидимая и неощущаемая духовная вечная сущность, в скрытой форме воплощенная внутри тела.

Но как эта духовная сущность может задействовать тело, ведь, в соответствии с утверждением самой философии, у духовного нет никакого контакта с материальным, и оно никак не воздействует на него? И поэтому вопрос о душе в философии и метафизике не имеет своего решения.

______________________________________

Вывод

1. Все, что ощущает человек, он ощущает в своих пяти органах чувств. Суммарная картина воспринимаемого в пяти органах чувств складывается в мозге, анализируется, сравнивается с известным и преподносится сознанию как картина самого себя и окружающего мира. Таким образом, как свое тело, так и его окружающее, человек воспринимает как результат ощущения пяти органов чувств. Ни тела, ни окружающего мира как таковых не существует – они являются следствием наших ощущений. Как пишет Бааль Сулам: «Это я так ощущаю себя – твердым, имеющим размеры, потому что мои ощущения так представляют мне себя...».

2. Если бы мы не имели органов ощущений вообще, мы бы не ощущали себя. Если бы мы имели иные по количеству или качеству восприятия органы ощущений, мы бы ощущали себя иначе, иначе бы воспринимали свое тело и окружающий его мир, в соответствии с ощущениями, которые бы органы чувств нам поставляли.

3. Все ощущаемое нами в пяти органах чувств называется «раскрытое». Естественно, что мера раскрытого у каждого индивидуума своя, в зависимости от его чувственного и умственного развития.

4. Еще не раскрытое, но потенциально подлежащее раскрытию в будущем, называется «скрытое». Скрытое делится на два вида: познаваемое и непознаваемое

5. Не раскрываемое в пяти органах чувств может быть раскрыто особым методом. Каждый человек несет в себе зачаток особого органа чувств, из которого он может его развить. Методика развития особого анализатора называется «каббала». Ощущение в нем также состоит из двух составляющих, наподобие ощущений тела и окружающего в пяти органах чувств:

Ощущение скрытой части воспринимается особым органом восприятия (масах). Совокупное восприятие скрытой и раскрытой частей мироздания создаёт ощущение вечности, совершенства, всезнания.



Источник: http://www.kabbalah.info/rus/content/view/frame/39200?/rus/content/view/full/39200&main
Категория: Бааль Сулам | Добавил: Scorpio (25 Января 2011)
Просмотров: 1491 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
omForm">
avatar