Вернуться в

Отличие Каббалы от Религий

Религия считает, что Творец меняет свое отношение к человеку в зависимости от действий человека, а каббала, считает, что высшая сила неизменна и действия человека ее не меняют, но действия человека меняют его самого, и поэтому он уже по-иному воспринимает высшее управление: если изменения в нем ведут к большему подобию Творцу – ощущает Его как более благосклонно расположенного к нему, если же человек изменился в сторону больших отличий своих свойств (получения) от свойств Творца (отдачи), то ощущает будто Творец стал относиться к нему более негативно. 

 

На неизменность отношения Творца к своим созданиям указывают множество выражений из каббалистических текстов: Я своего имени не меняю (Ани АВАЯ ло шинити), Добр и творит добро плохим и хорошим (Тов ве метив ле раим у ле товим), Высший свет пребывает в полном покое (Ор элион нимца ба менуха мухлетет) и пр. 

 

Поэтому молитвой называется проверка самого себя, самоанализ – когда человек не обращается к Творцу, а судит себя, анализирует себя относительно высшего неизменного универсума. (Подробно о пути к цели творения, о том, как человек меняется, исправляется относительно неизменного Абсолюта – Творца объясняется в статье «Предисловие к Учению о десяти сфирот») 

 

В этом отношении к себе и к Творцу заключается все отличие каббалы от религии. Хоть религия и призывает к некоему изменению человека, но вся построена на умолении Творца. И в этом мировые религии подобны древнейшим верованиям – практикам задабривания высших сил природы. 

 

Причина неприятия каббалы религиями состоит в убежденности массовой религии в том, что человеку нужно только просить Творца – и все изменится в его пользу, потому что Творец обратится к нему своим лицом. То есть, верующий убежден, что нужно верить в то, что Творец существует и всем управляет, а чтобы все изменилось к лучшему надо просить Творца, а не меняться самому. 

 

Под изменениями в себе подразумевается внешнее совершение благовидных поступков, в основном, помощи из сострадания, но никак не изменение природы на подобие Творцу. 

 

При убежденности в изменении отношения Бога к человеку, возникает зависть к тому, к кому Творец, якобы, относится с большей любовью, кто более избран Им. Возникает антагонизм не только между людьми, но и между религиями – к членам какой конфессии Творец больше расположен отвечать на их молитвы. 

 

Каббала же считает, что Творец неизменен и только человек, в мере своего исправления, удостаивается видеть в том же неизменном отношении Творца, все более лучшее. Поэтому человек более исправленный будет больше оправдывать действия Творца. И поскольку каббала утверждает, что нужно не молиться, а меняться, то она вызывает к себе ненависть религиозных кругов, ведь косвенно она обвиняет их в ханжестве. 

 

Для понимания истинного отношения каббалистов к Творцу, можно привести в пример каббалистический молитвенник, в котором нет обычных слов, выражающих чувства человека. Все, написанное в нем, обозначает духовные действия, которые, исправляя себя, должен произвести человек – и тогда он получает высший свет в себе. В этом и заключается отличие понятий религиозного Бога от каббалистического Творца. 

 

Изучение в каббале строения мироздания создает у человека четкое представление о Творце, находящегося Своими свойствами на вершине лестницы духовных свойств, и о самом человеке, находящемся внизу этой лестницы. Ступенями лестницы являются ступени миров. Таким образом, цель творения состоит в самостоятельном подъеме, в слиянии с Творцом своим желанием. 

 

Подъем представляет собой внутреннее изменение свойств человека с эгоистических намерений во всех его мыслях и желаниях на альтруистическое. Измерение производится в соответствии со ступенями лестницы, каждая из которых характеризует меру подобия Творцу. 

 

Естественно, что изучение в таких деталях строения мироздания отдаляет человека от представлений о Творце, как о готовом меняться по отношению к нему в зависимости от просьб. Даже к нашем мире, если мы представим себе абсолютного родителя, понятно, что никакими изменениями ребенок не сможет вызвать к себе большей любви – ведь она вечна и совершенна, а внешнее ее проявление, т.е. ощущение низшим, зависит только от тех состояний, которые человек должен пройти, чтобы познать все мироздание, набраться опыта, стать разумом и чувствами равным Творцу. 

 

Из вышесказанного следует, что даже исправления, о которых говорилось выше, как о желательных, исправления, которые мы можем в произвести себе и таким образом ощутить неизменное отношение Творца к нам, как более благосклонное – это не непосредственные изменения, исправления себя, ведь все ступени, крайние состояния, изменения, полярные ощущения мы должны пройти, чтобы обрести опыт и возможность ощутить все мироздание, от края его и до края. 

 

А под исправлением человека подразумевается изменение отношение к происходящему с ним, когда, несмотря ни на что, происходящее с ним и над ним оценивается и потому ощущается, как абсолютно положительное, что вызывает в нем ощущение сладости наслаждения. Вплоть до того, что человек обнаруживает, что не меняется вообще ничего, кроме его отношения к постоянному, неизменному состоянию, в котором он создан и находится изначально и всегда. 

 

Излишне упоминать, что изучение науки каббала, которое ведет к такому пониманию мироздания и своего места в нем, поневоле отвращает человека от молитвы, а ведь во всех религиозных практиках молитва является самым главным, центральным действием, вокруг которого, уже в качестве дополнения, организуется все остальное. 

 

Естественно, что в таком случае наука каббала, как ориентирующая человека только на внутренние созерцание и изменение, отдаляет его от всех внешних отправлений и предписаний любых конфессий. И поэтому все они – против науки каббала, а иудаизм находится во главе этой манифестации.

 М. Лайтман

Комментарии:
avatar
1 ass_driver • 10:07, 20 Августа 2013
Религия считает, что Творец меняет свое отношение к человеку в зависимости от действий человека...
Создатель не только может менять свое отношение, но и менять самого человека, как в зависимости от действий человека, так и по своему желанию. Поэтому нет противоречия между полюсами религии и каббалы.
avatar
2 Scorpio • 13:26, 20 Августа 2013
Вообще Каббала считает что ни Творец ни человек не меняется. И никакие действия человека ничего не меняют ни в Творец ни в человеке. Лайтман слукавил.
avatar
3 ass_driver • 13:41, 20 Августа 2013
Вообще не ставил бы Творца в какие-либо рамки, толи Он меняется толи не меняется. Человек - объект в руках Творца-субъекта, и "менять себя" -
значит попросить Творца себя поменять.
А Лайтман говоря: "Религия считает" имел ввиду "широкие религиозные массы людей считают", так как все признанные каббалисты были людьми религиозными, и Лайтман это знает.

В 4-ой книге "Постижение высших миров" http://www.kabbalah.info/rus/content/view/frame/3182 Лайтман критикует простых религиозных евреев которые соблюдают только по причине воспитания (духовно неживой уровень). Но не противопоставляет каббалу религии вообще.
Неживая природа сама по себе совершенна. И это видно из того, что ни в чем не нуждается. Так же и духовно неживой получает силы хранить Тору и выполнять заповеди, поскольку получил соответствующее воспитание...
...А ощущение совершенства, испытываемое верующей массой, происходит от светящего издалека окружающего света - ор макиф, и этот далекий свет светит им, хотя они по свойствам противоположны Творцу...
...Таким образом, тот кто не хочет оставаться на уровне развития духовно неживого, не должен принимать причины, питающие неживую духовную природу, т.е. воспитание, что значит выполнять то, что он выполняет, не потому, что его обязывает к этому общество, окружение, называемые верующей массой - клаль Исраэль, давшие ему такое воспитание.
avatar
6 Scorpio • 17:24, 21 Августа 2013
То, что хорошо для масс недостаточно для духовного роста единиц. Или ты в толпе или вырываешься вперёд. В массе легко и комфортно просидеть всю жизнь ожидая чуда. Или тешить себя мыслью что "раз все сидят,то и мне туда же."
avatar
4 ass_driver • 14:44, 20 Августа 2013
Там, где человек учит Каббалу, поскольку находится в теплом и уютном окружении в котором учат другие - тому добро пожаловать в групповую методику Рава Лайтмана http://www.kab.tv/rus/.
Но кто чувствует тягу к Создателю и без этого должен знать, что есть путь личного подъема.
avatar
5 Scorpio • 21:13, 20 Августа 2013
Путь всегда личный. Инструменты разные.
avatar
7 ass_driver • 18:13, 21 Августа 2013
В моем понимании истинно религиозный человек - тот, который верит в истинность Торы и исполняет заповеди, посколько получил эту уверенность лично от самого Создателя, а не от священника, гуру или группы людей.
Истинно религиозный человек верит в то, что Создатель создал как материальную так и духовную реальности, и исполняет заповеди как в намерении, так и в действии.
Поэтому каббала не борется с истинной религией, а с шорами и адептами разных религий.
avatar
8 Scorpio • 19:33, 21 Августа 2013
Любая религия - институт власти. Не путай веру, религиозность и религию.
omForm">
avatar